Уважаемые учащиеся, родители и учителя!
Развитие функциональной грамотности у взрослых и детей остается ведущим направлением образовательного процесса и обеспечивает повышение качества образования.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Ведущими являются пять грамотностей:
1. Финансовая грамотность: знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
2. Естественнонаучная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
5. Креативное мышление: способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.
В настоящее время в целях использования в образовательном процессе заданий для развития и оценки функциональной грамотности, обучающихся на федеральном уровне предлагаются следующие ресурсы:
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
https://media.prosv.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
Банк заданий PISA
https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa
Мастер-классы PISA.
https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/81-master-klassy-pisa
Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Банк заданий для начальной школы
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Ссылка: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная грамотность.pdf
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы
(для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
Издательство «Просвещение»
https://media.prosv.ru/fg/
Банк тестов
https://banktestov.ru/test/3674
Московский центр качества образования
https://mcko.ru/articles/2127
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
Нормативно-правовая документация
Федеральный уровень
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07 мая 2018 года №204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017г. №1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
Региональный уровень
ПРИКАЗ Министерства образование и науки Республики Хакасия от 20.09.2021 г. № 100-823 Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организация Республики Хакасия в 2021/2022 учебном году
Муниципальный уровень
ПРИКАЗ Управления образования Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 23 сентября 2021 г. № 299 Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организация Республики Хакасия в 2021/2022 учебном году
Школьный уровень
ПРИКАЗ МБОУ Копьевская СОШ от 24 сентября 2021 года №89/1-ОД
Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ Копьеская СОШ в 2021-2022 учебном году